Магия примера

2015-09-30T22:17:50+00:00

У нас немало
профессиональных праздников. Этот считается особым. Наверное, потому что для
каждого из нас учитель – это что-то святое. При одном произношении этого слова
мы мысленно переносимся в детство, вспоминаем своих первых учителей –
внимательных, добрых, заботливых наставников, которые многому научили нас, дали
путевку в жизнь.



 

В
этом очерке речь пойдет не об одном учителе, хотя о Светлане Викторовне Ипатовой
– учительнице русского языка и литературы средней школы №14, есть, что
рассказать. Мы поведаем о целой династии педагогов. Светлана – самая молодая и
самая яркая ее представительница. Иной она просто не могла быть. Уж слишком
велика тяга у нее к делу, которое в свое время избрали мать, бабушка и
прабабушка, делу, которому трое самых близких и дорогих ей людей посвятили всю
свою жизнь.

Свете пророчили
многое. Зная о ее большой тяге ко всему новому, неизведанному, ее способности
быстро схватывать даже самые сложные вещи, говорили, что она может стать
прекрасным врачом, экономистом. Света же спала и видела себя на месте мамы,
бабушки. Профессия учителя для нее была превыше всего. С детства она готовила
себя к ней. Играла в школу. У нее была настоящая доска, игрушечные парты. Сама
тетрадки куклам делала.

«У моих дочерей
интересы совершенно другие, — рассказывает Светлана Викторовна. – Машу с раннего
детства тянуло в медицину. Закончила с серебряной медалью школу и поступила в
Вольский медицинский колледж. Ее мечта сбылась. Младшая, Дашенька, с головой
поглощена торговлей. Ума не приложу, почему эта профессия ей так нравится. Стоит
мне задержаться на работе – вся обувь как на параде. Что это такое, спрашиваю?-
Ты что, мама, не видишь, — отвечает моя дочь, -обувь продаю. Не знаю, кем она
будет, какое будущее ее ожидает, но девочка она очень усердная и упорная. Учится
сейчас в третьем классе. Оценки хорошие– «четверки» и «пятерки». Увлекается
танцами. Посещает танцевальный кружок. Танцы  — наша общая слабость».

Светлана тоже
училась легко, хорошо. Мать помогала очень редко. Дочь ее почти не видела.
Эльвира Ивановна работала директором школы. Сперва в Кемеровской, потом в
Магаданской области. Обе школы были на хорошем счету. Ходить в лидерах – дело
непростое. Да еще, если в регионе столько сильных школ. Приходилось
выкладываться, работать нестандартно, по-новому. Обращал на себя внимание не
только отлично поставленный учебный процесс, но и само состояние школы.
Оставалось только удивляться, как при хронической нехватке средств удается
сделать полноценный ремонт, обновить оборудование. Эльвире Ивановне все это
удавалось. Правда, большой ценой. На дом, на своих у нее времени почти не
оставалось. Работала до последнего. Однажды стало плохо. Но она довела урок до
конца. А через несколько часов умерла.

За дочь она была
спокойна, как за саму себя. Света оказалась более чем самостоятельной. Несмотря
на частые переезды, новые условия, незнакомые коллективы, она очень быстро
перестраивалась, адаптировалась, привыкала к новым условиям. Успеваемость не
снижала. Успешно закончила школу – было это на Чукотке – и также успешно
поступила в институт.



Л
юбопытный
факт: бабушка, мать и сама же Света  -все учились в одном институте — Кировском 
педагогическом. И, что не менее любопытно – на одном факультете– филологическом.
Тут до сих пор помнят Коноваловых. Все успевали, активно участвовали в
институтской жизни и поэтому оставили о себе самые хорошие воспоминания.

Эта известная
династия лучшим образом доказала: велика сила примера. Порой он действовал на
Свету поистине магически. Еще бы! Разве можно подвести мать, бабушку? Они
занимались прекрасно. Чем она хуже? Девушка старалась, держала марку
Коноваловых. Порой приходилось очень туго. Но Света не терялась, не сдавала
позиций. Создается доброе имя годами, зато потерять его можно очень  быстро. Об
этом всегда помнила она. Еще помнила о том, что основа их успешной
педагогической работы закладывалась не сегодня и не вчера. Больше ста лет назад
прабабушка Анна Афанасьевна Тоболина сделала все возможное, чтобы профессия
учителя переходила у них из поколения в поколение. Работая в деревенской школе,
а позже в женской гимназии, она прививала любовь к своей профессии, к знаниям,
делала из своих учеников настоящих личностей. Неспроста ее называли в округе
первый интеллигенткой.

Таким же большим
уважением пользовалась бабушка – Лидия Андреевна. Воспитывалась она в
многодетной семье. У нее было четыре брата и пять сестер. Все долгожители.
Работая учителем русского языка в небольшом поселке Свеча Кировской области, она
ни в чем не нуждалась, хотя время было трудное. Дрова, уголь ей завозили в
первую очередь. Помогали с ремонтом. Проходя мимо дома, рыбаки обязательно
оставляли Лидии Андреевне часть улова – на уху, на жареху. Не только дети, но и
взрослые души не чаяли в этом человеке. Сколько детей прошло через нее! Не одно
десятилетие проработала Лидия Андреевна учителем. Все специалисты, преуспевающие
руководители были ее вчерашними выпускниками.



В
споминая
пройденный бабушкой, прабабушкой и матерью путь со всеми его зигзагами, тернями,
Света не раз ловила себя на мысли: все равно им было легче. И дело тут не в
самой работе. Ей они отдавались полностью, не считаясь ни со здоровьем, ни с
личным временем. К тому же условия труда, оснащения школ тогда были намного
хуже. Дело не в этом. Отношение к учителю было другим. Это был самый уважаемый
человек. В любом городе. Независимо от статуса и ранга. О селе говорить нечего.
Ни один ребенок не пройдет мимо, не поздоровавшись. Каждый взрослый выражал свое
почтение. Профессия учителя была одной из самых престижных. Педагогические
никогда не испытывали недобора. Конкурс «зашкаливал». Стремились сюда не только
девушки, но и парни, чего не скажешь сейчас. Встретить сегодня в школе учителей
– мужчин– большая редкость. А без мужского влияния, без мужского авторитета,
сами знаете каково. Многие вопросы решаются с большим скрипом.

Света переняла у
своих близких многое. Научилась у них выдержке и выносливости. Жизнь ее не
баловала. Она рано потеряла отца. Человеком он был редкого усердия и трудолюбия.
Не исполнилось отцу и четырнадцати, как он познал, насколько нелегок и опасен
шахтерский труд. Работал в Донбассе, затем в Кемеровской области. Не ощутила
Света по-настоящему и ласку любимого деда. Он погиб под Сталинградом. Сгорел в
танке. Лишившись надежной опоры, она не спасовала. А ведь частенько жизнь за
горло брала. Так было, когда она вышла замуж за курсанта, и они уехали в
Узбекистан. Обстановка была здесь тяжелейшая. Союз доживал свои последние дни.
Повсюду чувствовалась неопределенность, недовольство людей. О том, чтобы
устроиться на работу, тем более по специальности, и думать не приходилось.
Молодая семья то и дело испытывала материальные трудности. Благо, тут они не
задержались.



Ч
ерез
год мужа перевели в Пугачев. Увы, здесь тоже пришлось хлебнуть сполна.
Нормального жилья не было. Снимали небольшой домик без каких-либо удобств.
Носила воду, топила печку. С рождением Маши забот прибавилось. Про очное
обучение пришлось забыть. Заканчивала институт заочно.  Зато с работой повезло.
Учителей не хватало. Так что Ипатова, как говорится, попала с корабля на бал. Не
успела получить диплом, как ее включили в учительский коллектив. Своим выбором
Света очень довольна. 14 школа стала для нее родным домом. К тому же на первых
порах ей, вчерашней выпускнице, помогали замечательные люди – завуч Наталья
Ивановна Пирогова, учителя русского языка и литературы Валентина Викторовна
Филиппова и Елена Ивановна  Полянинова. С большой благодарностью говорит она о
директорах школы– бывшем, Любови Федоровне Захаровой, и нынешнем, Ирине
Владимировне Саленко. Это настоящие профессионалы, во всех тонкостях знающие
свое дело, уважительно относящиеся к своим подчиненным. 

Четырнадцатая
школа считается одной из лучших в городе. Спортзал, актовый зал, стадион — все
тут соответствует сегодняшнему дню. Классы и кабинеты оснащены современным
оборудованием. Последняя новинка– интерактивные доски – вызывает особую
гордость. Такими могут похвастаться немногие школы.



С
ветлана
Викторовна уже сделала один выпуск. Своими воспитанниками она довольна. Почти
все продолжили учебу в вузах и в других учебных заведения. С прекрасными
задатками оказался нынешний 11 класс. Думается, он не раз порадует свою
учительницу, выполнит ее заветные желания. Что касается желаний, то их у
Ипатовой много. Есть и особое:  очень хотелось бы ей, чтобы кто-то из
воспитанников стал педагогом. Они, хорошо подготовленные сегодняшние выпускники
— не только достойная смена, в конечном счете – это будущий престиж профессии.

Иван
Таран , газета «Новое Время»

1.jpg
1.jpg
1.jpg
1.jpg

Оставить комментарий