Свыше 40 % россиян столкнулись со звонками «службы безопасности банка» и «прокуратуры» в 2023 году

2024-02-22T23:48:17+00:00

Более 40% россиян, опрошенных аналитиками финансового портала «Выберу.ру», признались, что сталкивались со звонившими, представляющимися сотрудниками «службы безопасности банка» или «прокуратуры». Эти данные получены на основании опроса 3500 жителей российских миллионных городов в возрасте от 18 до 60 лет.

Анализ показал, что в течение 2023 года 27% участников опроса получали звонки от предполагаемой «службы безопасности банка». В то же время 87% из них завершали разговор в течение минуты, осознавая попытки мошенников завладеть их деньгами, когда те запрашивали трёхзначный код на обратной стороне карты. Однако 4% респондентов признались, что попались на крючок мошенников.

Что касается «звонков от прокуратуры», то 14% опрошенных получали такие звонки. В подавляющем большинстве случаев (97%) звонившие утверждали, что средства с их счета пытаются вывести, и советовали перевести деньги на другой счёт, чтобы предотвратить убытки. Остальные случаи предполагали другие схемы мошенничества.

Если говорить о конкретных регионах, то жители Саратовской области также значительно пострадали от телефонных мошенников. За прошедший год проходимцы обманом выманили у жителей региона 1,1 млрд рублей. Такие данные привела пресс-служба ГУ МВД по Саратовской области 8 февраля 2024 года. Уловки, используемые мошенниками, известны многим – акцент делается на то, что якобы близкий человек попал в беду и за него нужно заплатить деньги, чтобы «уберечь» его, например, от уголовного преследования или неприятностей из-за автомобильной аварии. Кроме того, многие саратовцы часто принимают за чистую монету звонки от лже-«сотрудников банка», заставляющих переводить деньги со своей кредитной или дебетовой карты на некие «безопасные банковские счета».

При этом с фишингом (вредоносными ссылками в соцсетях и меcсенджерах и поддельными копиями известных сайтов) сталкивались в общей сложности 42% опрошенных, 13% из них признались, что в итоге передали свои данные злоумышленникам. Ещё 6% столкнулись со звонками якобы от сотовых операторов, основным предлогом для диалога была информация о том, что срок действия сим-карты абонента истекает и его надо продлить. И лишь 4 % опрошенных признались, что не сталкивались с финансовыми мошенниками.

Как выяснилось, чаще всего попадались на удочку мошенников люди в возрасте от 47 до 60 лет (72%), при этом наиболее бдительными оказались респонденты в возрасте от 19 до 24 лет. Эта категория респондентов вдвое чаще остальных вычисляла мошенников в первую минуту разговора.

«Проблема мошенничества стоит остро как никогда, и как показывает статистика, люди старшего возраста — самая привлекательная аудитория для злоумышленников. Только в Москве, по данным прокуратуры, жертвами дистанционных мошенничеств в 2023 году стали 10 тысяч пенсионеров. За последние пару лет злоумышленники научились максимально быстро адаптироваться к повестке и играть на моментальной панике, которая свойственна потребителям в периоды экономической турбулентности. В прошлом году в Госдуме приняли закон, согласно которому банки должны возвращать деньги клиенту, если они допустили перевод на мошеннический сайт. Однако здесь много оговорок: деньги финансовая организация не вернёт, если человек сам перевёл средства злоумышленникам, став жертвой социальной инженерии. Помогает ли такие практики? Если да, то очень незначительно. Я думаю, и регулятор, и правительство должны предпринимать максимально жесткие меры, направленные на защиту потребителей финансовых услуг от финансовых мошенников», — считает Ярослав Баджурак, исполнительный директор «Выберу.ру».