Что нужно знать потребителю о своих правах

2015-09-30T21:16:55+00:00

Большинство продавцов, производители стремятся как можно лучше удовлетворить разнообразные потребности человека — это общее правило. Ведь быть честным по отношению к потребителю выгодно: это закрепляет авторитет продавца, производителя, расширяет их влияние на рынке.

Отсутствие в магазине информации для потребителей, отсутствие уголка потребителя (с нормативными актами, регистрационными документами о предприятии или предпринимателя, адресами и телефонами контролирующих органов) должно Вас насторожить, а отказ продавца эту информацию предоставить говорит о том, что Вы в дальнейшем можете иметь неприятности или финансовый ущерб.

Наличие уголка потребителя – это обязанность организации или индивидуального предпринимателя при оказании услуг населению. Не обязательно должна соблюдаться формулировка «уголок потребителя», можно назвать как угодно: «Информационный стенд» или просто «Информация для потребителя». Важно, чтобы необходимая информация была размещена. Данная обязанность вменена статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п.10 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Отсутствие данной информации образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч.1 ст.14.5 КоАП РФ. Влечет наложение административного штрафа от 1500 до 2000  рублей на граждан, от 3000 до 4000  рублей на должностных лиц, 30000 до 40000  рублей на юридических лиц.

Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Что касается книги жалоб и предложений, то в нее покупатели (посетители) записывают свои жалобы, предложения и замечания. Она должна находиться в торговом зале предприятия в специальном открытом футляре на видном и доступном для покупателей  месте.

В универмаге или магазине, имеющем отделы, книга жалоб должна быть в каждом отделе или зале обслуживания. В магазине самообслуживания ее место – на каждом этаже в узле расчета. В павильоне, киоске, палатке, автолавке книга помещается просто на видном месте, согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров».

Цены на товары и продукцию указываются на ярлыках (ценниках) или в указателях цен, согласно п.19 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров», продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Согласно Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» и п.10 Постановления Правительства РФ от 19 января 1998г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров», при осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. Отсутствие данной информации образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст.14.15 КоАП РФ. Влечет наложение административного штрафа от 300 до 1500  рублей на граждан, от 1000 до 3000  рублей на должностных лиц, от 10000 до 30000  рублей на юридических лиц.

Все приведенное выше – лишь  основы потребительских знаний. Для успешной реализации своих прав потребитель просто обязан их знать. Закон «О защите прав потребителей» должен стать настольной книгой каждого.

Желаем удачных покупок и настойчивости в отстаивании своих прав.

 

А.Н.Шабада,

 ведущий специалист Северо-Восточного территориального отдела

Управления  Роспотребнадзора по Саратовской области               

Оставить комментарий