15 марта 2010 года Всемирный день защиты прав потребителей

2015-11-07T20:05:16+00:00

15 марта 2010 года — Всемирный день защиты прав потребителей
В 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемый 15 марта, будет проходить под девизом «Наши деньги, наши права», который определен Международной Федерацией потребительских организаций Consumers International — (CI). Тема Дня 15 марта 2010 года будет посвящена вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг.
Доступ к получению безопасных, стабильных, законных финансовых услуг имеет важное потребительское значение во всем мире. Освещение данной тематики в нашей стране призвано определить ее приоритеты и меры, реализация которых позволит обеспечить решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире.
Как отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г. Г. Онищенко на селекторном совещании «Об актуальных вопросах, связанных с обеспечением защиты прав потребителей финансовых услуг и повышением уровня их правовой информированности», проведенном незадолго до Всемирного дня защиты прав потребителей, причинами, обусловившими выбор данной темы, послужили: мировой финансовый кризис; низкий уровень финансовой и правовой грамотности граждан — пользователей финансовых услуг; необходимость обеспечения доступа граждан к получению максимально безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг; необходимость повышения ответственного ведения бизнеса самими кредитными организациями за счет исключения недобросовестных практик по искусственному «стимулированию» возникновения просроченной задолженности и роста числа должников в результате ничем не обоснованной «доступности» выдаваемых кредитов. Тем самым, был подтвержден очевидный приоритет вопросов защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг в первую очередь для самих потребителей по всему миру.
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг — наиболее уязвимого звена данного сектора экономики. Принимая во внимание всю значимость обеспечения прав потребителей на рынке финансовых услуг, Управлением предусмотрено проведение различных публично-просветительских и иных акций, в том числе совместно с общественными потребительскими организациями, направленных на максимальное освещение данного вопроса и на повышение уровня правовой и финансовой грамотности потребителей.
Оценивая в этой связи фактические показатели работы, связанной с защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг, отмечается следующее.
Применительно к сфере потребительского кредитования и иных финансовых услуг, основу инициативных действий Управления, направленных на защиту прав потребителей.
Определяют соответствующие обращения физических лиц — заемщиков. Анализ поступивших обращений показывает, что по-прежнему большинство претензий потребителей вызывают действия кредитных организаций, связанные с заключением и исполнением кредитных договоров, договоров банковского счета и договоров банковского вклада.
В 2009 году в адрес управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступило 11 письменных обращений граждан в отношении кредитных организаций (2% от общего количества обращений потребителей по вопросам защиты прав потребителей).
— 3 обращения рассмотрено в рамках работы Общественной приемной управления. В результате чего были достигнуты соглашения между банками и потребителями в части перевода заемщиков на новый тарифный план с рядом преимуществ в сумме оплаты, по второму обращения заемщику снижена сумма долгового обязательства.
Применительно к практике применения мер административного воздействия, предусмотренных КоАП РФ составлено 9 протоколов об административных правонарушениях (отсутствие полной и необходимой информации потребителям до момента заключения договора, включение в договора, заключаемые с физическими лицами — потребителями, условии, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством РФ о защите прав потребителей, а именно:

— условия о возможности банка в одностороннем порядке изменения условий договора в части повышения процентной ставки по кредиту,
— условия, ограничивающего право потребителей на самостоятельный выбор места для предъявления иска,
— условия, предусматривающее обязанность заемщика платы за открытие/обслуживание ссудного счета,
— условия, устанавливающего обязанность потребителя застраховать свою гражданскую ответственность (ОСАГО) при предоставлении банком кредита на покупку автомобиля исключительно в страховой компании, аккредитованной банком,
— условия, предусматривающего обязанность платы заемщиком неустойки в случае досрочного погашения кредита,
— условия, ограничивающего право заемщика на совершение иных сделок. (Не предусмотренных договором).
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 9 постановлений о привлечении кредитных организаций к административной ответственности, в том числе 3 кредитные организации привлечены к ответственности в результате проведения плановых проверок.
Остаются высокими показатели общего количества обращений в суды с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении: Правовая позиция Роспотребнадзора о недопустимости нарушений потребительского законодательства в сфере оказания финансовых услуг все чаще разделяется судами различных инстанций, что является положительной тенденцией.


Уважаемые жители г.Пугачева и района консультации по данной тематике можно получить по телефону в г.Пугачеве по телефону 4-43-30 или в территориальном отделе Роспотребнадзора по адресу: г.Пугачев, ул.Оренбургская,213.

Оставить комментарий