Оснащение транспортных средств тахографами и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

2015-10-04T21:20:03+00:00

Тахограф

 Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 21.08.2013 г. № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.12.2013 г. № 470 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. № 36». Данные приказы опубликованы и вступили в силу 28 февраля 2014 года. Утвержденные документы содержат требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, осуществляющие перевозки грузов, пассажиров и багажа, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Установка цифровых тахографов с блоками СКЗИ обязательна для всех категорий транспорта, перечисленных в Приказе, однако оснащение транспортных средств будет происходить в несколько этапов. В первую очередь с 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. Затем согласно утвержденному Приказу с 1 июля 2014 года – автобусы и грузовики с максимальной массой более 15 тонн. Для грузовиков с максимальной разрешенной массой от 12 т, не использующихся для перевозки опасных грузов, тахографы с блоком СКЗИ станут обязательными с 1 сентября 2014 года, а для грузовых автомобилей с массой от 3,5 до 12 т – с 1 апреля 2015 года. Для транспортных средств, оснащенных при их выпуске до 1 апреля 2014 года средствами контроля режимов труда и отдыха, соответствующим нормам Евросоюза, а также для транспортных средств, оснащенных мастерскими до 11 марта 2014 года контрольными устройствами, соответствующими требованиям технического регламента, срок обязательного оснащения тахографами – 1 января 2018 года.

Согласно Приказам требования по оснащению тахографами не распространяются на транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы, автомобили для уборки улиц, автолавки, автомобили скорой помощи и т. д.), а также и на транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оснащенный в установленном порядке тахографом (Правила организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. №1177).

Напомним, тахограф – техническое средство контроля, предназначенное для регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. С 1 апреля 2014 года вступают в силу поправки в КоАП РФ, согласно которым  наступает административная ответственность за отсутствие тахографа и за нарушение режимов труда и отдыха водителей:

за отсутствие тахографа, а также с неработающим тахографом — влечет наложение административного штрафа

на граждан — в размере от 1 до 3 тысяч рублей;

на должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей;

за нарушение водителем установленного режима труда и отдыха — от 1 до 3 тысяч рублей.

При этом данное требование не распространяется на городской пассажирский транспорт, осуществляющий городские и пригородные перевозки пассажиров по регулярным маршрутам, и вышеперечисленные отдельные категории специализированных транспортных средств (неиспользуемых для перевозки пассажиров и грузов).

 

 

 ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

 Министерством транспорта России определено, когда и в каком порядке транспортные средства для коммерческих перевозок пассажиров, а также для перевозок опасных грузов должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

В соответствии с пунктом 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, навигационные системы следует устанавливать на все транспортные средства, которые используются для коммерческой перевозки пассажиров (такси, автобусы и т.д.). В этот перечень также попали грузовые автомобили, используемые для перевозки опасных грузов.

Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оснащенный в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (Правила организованной перевозки групп детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. №1177).

Приказом Минтранса РФ № 20 от 26 января 2012 года утвержден порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Настоящий приказ вступил в силу:

в отношении транспортных средств категорий N (грузовые), M2, M3 (автобусы более 8 посадочных мест) — с 1 января 2013 года;

в отношении транспортных средств категории M1 (легковые такси) — c 1 января 2014 года.

Отметим, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к лицензируемым (подпункт 24 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Пунктом 4«ж» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. №280 установлено, что одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является – использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Несоблюдение данного требования влечет административное наказание, установленное законодательством Российской Федерации:

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а», «г» — «и» пункта 4 Положения, имевшее место повторно в течение года.

Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. №285 утверждены Требования к системам и аппаратно-программным навигационным комплексам, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в части обеспечения информационного взаимодействия с автоматизированными центрами контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (абонентский терминал) включает оборудование, установленное на транспортном средстве, реализующее функции определения географических координат и параметров движения транспортного средства посредством использования технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и выполняющее по крайней мере одну из функций: периодическая передача информации о транспортном средстве в систему мониторинга; передача сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном происшествии и установление двустороннего голосового соединения с экстренными оперативными службами.

В соответствии с требованием Приказа Минтранса РФ № 20, владельцы транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании обязаны провести тестирование абонентского телематического терминала для последующего подключения его к автоматизированному центру контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (АЦКН Ространснадзора).

Тестирование абонентского телематического терминала  проводиться на основании соглашения о взаимодействии и информационном обмене между территориальным Управлением государственного автодорожного надзора и региональными навигационно – информационными центрами (РНИЦ), согласно которого РНИЦ осуществляют тестирование абонентского телематического терминала.

Оформление и выдача владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, проводиться Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области.

В ходе оформления и выдачи владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с включением информации об абонентском телематическом терминале в базу данных АЦКН Ространснадзора осуществляется:

— предоставление владельцем транспортного средства заявления на выдачу документа, подтверждающего оснащение данного транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

— предоставление владельцем транспортного средства, оснащенного аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS   протокола тестирования абонентского телематического терминала, выданного оператором;

— включение Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области информации об абонентском телематическом терминале из реестров абонентских телематических терминалов в базу данных АЦКН Ространснадзора.

 

Заявление на тестирование абонентского телематического терминала и получение свидетельства о подтверждении оснащения транспортного средства предоставляются по адресу: 410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая д.104. E-mail: sarrti@renet.ru

Официальный сайт УГАДН по Саратовской области: http://ugadn64.ru

Телефоны для справок: (8452) 29-16-15; begin_of_the_skype_highlighting  (84574) 4-12-33 (Пугачевское подразделение УГАДН по Саратовской области)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.А. Степанов,
старший государственный инспектор
УГАДН по Саратовской области