ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

2018-03-22T13:31:58+00:00

Право граждан обращаться в органы  власти и местного самоуправления, а также иные организации, осуществляющие публично значимые функции, закреплено в статье 33 Конституции РФ. Тем самым государство обеспечивает возможность активного влияния гражданина на их деятельность.

Анализ состояния законности в сфере законодательства о порядке рассмотрения обращений показывает, что граждане активно пользуются предоставленным правом, обращаясь в уполномоченные органы за защитой личных и публичных интересов, тем самым вызывая ответные действия государства, предупреждая и стремясь к устранению нарушений как своих прав, так и требований законодательства.

Однако не всегда обращения граждан рассматриваются так, как того требует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В связи с чем, не удовлетворенные результатами проверок заявители вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка рассмотрения обращений граждан.

 

1. Кто имеет право обратиться в органы власти и местного самоуправления с заявлениями, жалобами? 

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Для направления обращения в интересах иных лиц необходимо предоставить доверенность.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

 

2. Какие требования предъявляются к письменному обращению?

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

 

3. Что является обращением? Какие виды обращений существуют?

Обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

 

4. Обязаны ли органы государственной власти и местного самоуправления рассматривать обращения юридических лиц? 

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

 

5. Какие организации и учреждения, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, обязаны рассматривать обращения граждан и юридических лиц?

Часть 1 статьи 2 Федерального закона установила обязанность государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностных лиц рассматривать обращения граждан и их объединений, включая юридических лиц.

 

6. Каков порядок направления и регистрации обращения?

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган   или   соответствующему    должностному    лицу,   в  компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

 

7. В какие сроки рассматривается обращение? 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

 

8. Кем должен быть подписан ответ на обращение? Каким образом заявитель уведомляется о результатах рассмотрения его обращения?

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

 

9. Порядок рассмотрения отдельных обращений.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

 

10. Какая установлена ответственность должностных лиц за несвоевременное рассмотрение обращений граждан по различным вопросам?

Статьей 5.59 КоАП РФ установлена ответственность за Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Следует иметь в виду, что положения ст.5.59 КоАП РФ не распространяются на случаи отказа в предоставлении информации, ответственность за которые установлена ст.5.39 КоАП, и на случаи ненадлежащего рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению, ответственность за которые установлена ст.5.63 КоАП РФ.

С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 5.59. КоАП РФ наделены прокуроры. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ч.1 ст.23.1. КоАП РФ).

 

11. Каким образом можно направить обращение в прокуратуру Саратовской области? Организован ли личный прием граждан в прокуратуре области?      

Письменные обращения следует направлять по адресу: 410002, город Саратов, ул. им. Е.Ф. Григорьева, 33/39.

Обращение в электронной форме можно направить по адресу: official@sarprok.ru

Группой по рассмотрению писем и приему граждан прием граждан и их обращений осуществляется в рабочее время с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 17:00 в кабинете № 108.

В выходные и праздничные дни прием граждан осуществляется дежурным прокурором области по отдельному графику.

Прием прокурором области производится по предварительной записи.

Прием граждан заместителями прокурора области и начальниками отделов осуществляется по графику, размещенному на сайте прокуратуры Саратовской области в разделе «Контактная информация и полезные ссылки».

Оставить комментарий